Маркетинговая концепция стратегического управления конкурентоспособностью производственно-коммерческой деятельности субъектов аграрного предпринимательства

Аннотация.

Сегодня необходимость в стратегическом управлении конкурентоспособностью производственнокоммерческой деятельности субъектов аграрного предпринимательства вызвана процессом экономического развития и одной из основных его целей – повышением эффективности функционирования субъектов аграрного предпринимательства. Статья посвящена актуальной проблеме процесса стратегического управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования на маркетинговых принципах. Целью статьи является обоснование важности внедрения маркетинговых подходов в процесс стратегического управления конкурентоспособностью производственно-коммерческой деятельности субъектов аграрного предпринимательства. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании и сочетании вопросов стратегического управления, маркетинга, управления конкурентоспособностью в сфере аграрного предпринимательства. Исследована взаимосвязь этих терминов. В условиях современной рыночной экономики при наличии и действии маркетинговых инструментов как системы стратегического управления производственно-коммерческой деятельностью субъектов аграрного предпринимательства стратегическое управление конкурентоспособностью может быть эффективным средством управления предпринимательской деятельности в целом. Современное направление принципов осуществления предпринимательской деятельности тяготеет к маркетинговым аспектам: пути повышения эффективности деятельности субъектов производственно-коммерческой деятельности аграрного предпринимательства, а также повышение показателей их конкурентоспособности должны основываться на современных маркетинговых подходах. Определено, что маркетинговая ориентация управления конкурентоспособностью производственнокоммерческой деятельности предприятия означает достижение цели функционирования субъектов агробизнеса рыночными методами; характеристику стиля мышления управленческо-административного персонала, корпоративной культуры, системы общепризнанных норм и ценностей, которые являются основанием для формирования принципов стратегического управления конкурентоспособностью. Маркетинговая ориентация предполагает постоянную работу над поддержкой конкурентоспособности предложения, а в длительном периоде – всего субъекта производственно-коммерческой деятельности. Установлено, что основными элементами, которые включены в понятие «маркетинговая ориентация функционирования субъекта производственно-коммерческой деятельности» субъектов аграрного предпринимательства являются идеологический, инструментальный, информационный, организационный, процессный, целевой, а их функционирование может осуществляться с помощью управленческого, распределительного и функционального видов маркетинга. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы при разработке стратегии управления конкурентоспособностью производственно-коммерческой деятельности субъектов аграрного предпринимательства на маркетинговых началах.

Ключевые слова: стратегическое управление, маркетинг, маркетинговая концепция, маркетинговый подход, управление конкурентоспособностью, производственно-коммерческая деятельность субъектов аграрного предпринимательства.

http://www.doi.org/10.31339/2313-8114-2019-1(11)-43–48