Управленческий лидер: личностные качества и их эффективность

Аннотация.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе роль руководителя постоянно растет. Это обьясняется рядом объективных условий: осложнением принятия управленческих решений; усилением ответственности за принятие решений в связи с ростом экономических, социальных и экологических последствий; расширением самостоятельности всех звеньев управления. Целью статьи является определение личных качеств управленческого лидера, приводящих к повышению эффективности деятельности руководителей организации. В работе рассмотрены понятия управленческого лидера. Определены различия между компетентностям лидера и менеджера. Составлена модель управленческого лидера, включающая определение власти законных полномочий и власти личностного авторитета. Выявлены главные качества управленческого лидера, влияющие на конечный результат его профессиональной деятельности. Определено, что управленческий лидер должен обладать особыми качествами для успешного формирования команд в своей организации и за ее пределами (например, команды партнеров). Выделены параметры оценки эффективности деятельности управленческого лидера. Эффективность управленческого лидерства непосредственно связана с эффективностью групповой деятельности. Нельзя представить себе эффективного лидера организации, который не способен достичь поставленных целей и терпит неудачу в реализации стратегии своей группы. Эффективность групповой работы обусловливается характером взаимодействия субъектов и объектов управленческого лидерства. В рамках совместной деятельности устанавливаются определенные правила и процедуры взаимного обмена информацией, мнениями и даже эмоциональными переживаниями. Отмечено, что восприятие групповой эффективности предусматривает такую индивидуальную оценку, при которой положительные моменты групповой деятельности значительно превосходят отрицательные моменты. Восприятие индивидуальной эффективности в рамках групповой деятельности – это сравнение своих индивидуальных результатов с результатами других людей, которые имеют схожие характеристики (статус, материальное вознаграждение, уровень компетентности и т.д.). Если результаты сравнения свидетельствуют в пользу индивида, он воспринимает свою деятельность как эффективную. Сравнение и оценка могут осуществляться с учетом гипотетических достижений в гипотетической ситуации индивидуальной деятельности вне группы.

Ключевые слова: управленческий лидер, менеджер, групповая работа, эффективность, личностные качества.

http://www.doi.org/10.31339/2313-8114-2019-1(11)-53-59